Я сказал тебе правду. Правду — если смотреть на неё с определённой точки зрения
НПО Лавочкина исторически уникально по широкому спектру разноплановых задач. На протяжении всей своей деятельности предприятие реализовывало ответственные государственные заказы в области создания авиационных конструкций, ракетной техники, космических аппаратов для научных исследований дальнего космоса. Замыслы и проекты конструкторов воплощались в конкретные изделия — сложнейший симбиоз приборов и агрегатов.

Для НПО Лавочкина опытно-конструкторское бюро (ныне это Служба генерального конструктора) очень значимо. Это настоящий «мозговой центр» предприятия, где получают путёвку в жизнь сложнейшие проекты. В 2019 году легендарное ОКБ имени С.А. Лавочкина отмечает своё 80-летие.

В 1939 году предприятие стало производственной базой нового, только что организованного ОКБ, возглавляемого тремя Главными конструкторами — Владимиром Петровичем Горбуновым, Семеном Алексеевичем Лавочкиным и Михаилом Ивановичем Гудковым. Выполняя стратегическое правительственное задание (Постановление Комитета Обороны при СНК Союза ССР № 243 от 29.07.1939 г. о создании нового опытного самолета истребителя), ими был спроектирован опытный истребитель И-301 — первый отечественный скоростной истребитель, в конструкции которого была использована упрочненная древесина (дельта-древесина). Согласно приказа наркома авиационной промышленности от 1.09.1939 г. авторы нового истребителя были откомандированы на завод № 301 для выполнения вышеуказанных работ. Самолет успешно прошёл летные испытания, и в 1940 году под обозначением ЛаГГ-3 был запущен в серийное производство. Начало работ по созданию самолета узаконило появление в отечественном авиапроме нового Опытно-конструкторского бюро — ОКБ-301.

Авторский триумвират перестал существовать к концу 1940 г., а конструкторская школа, созданная С.А. Лавочкиным, стала фундаментом всей последующей деятельности ОКБ на долгие годы, и сегодня вызывает заслуженное уважение во всем мире. Усилиями нескольких поколений сложилась авторитетная конструкторская школа, характерной чертой которой стала самобытность в вопросах создания летательных аппаратов того или иного вида, оптимальное соотношение новаторства и консерватизма, позволяющее браться за решение сложных научно-технических задач.

80 лет — серьёзная дата, говорящая о большом трудовом пути коллектива, преемственности поколений и востребованности выпускаемой продукции. Мы гордимся именами наших предшественников, среди которых целая плеяда выдающихся ученых, конструкторов и инженеров. В трудные для страны военные и послевоенные годы эти люди не утратили энтузиазма и продолжали работать над созданием сложнейшей авиационной и ракетной техники. За всеми нашими мировыми космическими достижениями также стоят конкретные, преданные делу высококлассные специалисты.



Триумфы предыдущих лет, безусловно, грандиозны:

22 435 тысячи самолетов-истребителей «ЛаГГ» и «Ла» всех модификаций выпущено за годы Великой Отечественной войны. Вклад ОКБ С.А. Лавочкина в общее дело защиты отечества в 1944 году был отмечен высшей правительственной наградой — орденом Ленина
первый в нашей стране самолет со стреловидным крылом Ла-160 (1947 г.)
впервые в СССР на истребителе Ла-176 в полете со снижением достигнута скорость звука (1948 г.)
За создание первых отечественных ЗУР ОКБ было награждено орденом Трудового Красного Знамени (1956 г.). Система ПВО С-25 почти 30 лет несла боевое дежурство, образовав «защитные кольца» вокруг Москвы
первая в мире мягкая посадка на Луну («Луна-9» 1966 г.)
первый искусственный спутник Луны («Луна-10» 1966 г.)
первая автоматическая доставка на Землю лунного грунта («Луна-16» 1970 г.)
первая автоматическая передвижная лаборатория на Луне («Луноход-1» 1970 г.)
первая мягкая посадка на Венеру («Венера-7» 1970 г.)
первая мягкая посадка на Марс («Марс-3» 1971 г.)
получение первых фотоизображений поверхности Венеры («Венера-9,-10» 1975г.)
первое радиокартографирование поверхности Венеры («Венера-15,-16» 1983 г.)
первый аэростатный зонд в атмосфере Венеры («Вега-1,-2» 1985 г.)
исследование кометы Галлея («Вега-1,-2» 1986 г.)
высокоэффективная работа разгонных блоков «Фрегат» на 4-х космодромах (Байконур, Плесецк, Восточный, Гвианский космический центр) обеспечивает нашей стране лидирующее положение на рынке пусковых услуг (с 2000 г.)
самый большой космический твердотельный радиотелескоп, благодаря которому получен абсолютный рекорд углового разрешения в мировой астрономии (орбитальный радиотелескоп «Спектр-Р» 2011 г.) и ряд других сложнейших космических миссий.
Сегодня крайне важно сохранить существующие традиции и держать планку качества конструкторских работ на высочайшем уровне. В июле текущего года состоялся запуск второго космического аппарата серии «Спектр» — «Спектр-РГ». Сейчас аппарат осуществляет перелёт в окрестность либрационной точки L2 системы «Солнце — Земля», которую он должен достичь в октябре текущего года. Сегодня мы уже начали получать первые рентгеновские изображения с двух уникальных рентгеновских телескопов на его борту — ART-XC (ИКИ РАН, Россия) и eROSITA (MPE, Германия), что подтверждает работоспособность обсерватории. Впереди новые рекорды и мировые приоритеты.

В книге Юрия Гагарина «Дорога в космос» есть такие слова о конструкторах: «Для этих людей никогда не наступит покой. Они всегда будут искать новое, всегда дерзать...» Фантазия и реальная возможность, мечта и трезвый расчет складываются в ежедневный интеллектуальный труд конструкторского коллектива НПО Лавочкина.