Tesla признали "пирамидой"
МОСКВА, 24 мар — РИА Новости, Максим Рубченко. Американский Value Investors Club опубликовал аналитический доклад о перспективах Tesla. Коротко прогноз звучит так: во втором квартале акции подешевеют до 200 долларов, после чего случится маржин-колл — кредиторы, выдавшие ссуды под залог этих бумаг, потребуют досрочного возврата денег. Инвесторы начнут массовый сброс акций, котировки рухнут до 50 долларов, и компания фактически обанкротится.
Схема Понци
Помимо прочего, доклад Value Investors Club (VIC) указывает на "самую большую слабость Tesla": по сути, предприятие работает по принципу "пирамиды".
"В действительности это модифицированная схема Понци, — утверждают аналитики VIC. — На протяжении всей своей истории Tesla финансировала свою деятельность, анонсируя новый продукт (родстер, затем модели S, X, 3, Semi, родстер 2, теперь и модель Y), а затем собирая предоплату, прежде чем приступить к производству. Компания тратит средства, полученные от предоплат, на эксплуатационные расходы и организацию выпуска новой модели".
А когда деньги заканчиваются, Маск объявляет об очередном продукте и собирает уже на него предоплату для финансирования производства предыдущих моделей. "С 2008 года 78 процентов денежного потока Tesla приходилось на депозиты клиентов, — подсчитали в Value Investors Club. — На самом деле заказчики автомобилей — просто кредиторы компании без гарантий, которые они получили бы, положив деньги на депозит в банк".
По оценкам VIC, первый квартал Tesla закончит с одним миллиардом долларов наличности, из которых 800 миллионов — депозиты клиентов. "Во втором квартале компании, скорее всего, придется потратить эти средства на текущие расходы, чтобы избежать банкротства", — констатируют аналитики инвестиционного клуба.
Вывод о работе Tesla по принципу "пирамиды" подтверждается последними новостями: только на прошлой неделе компания объявила о начале приема предзаказов на новый кроссовер Model Y и грузовики Semi.
Первую партию новых грузовиков планируется выпустить в версии Founders Series ограниченным тиражом 1000 штук. При этом ни цена Founders Series, ни время начала поставок, ни точные характеристики машины не указываются. Известна только сумма предоплаты — 200 тысяч долларов за штуку.
При этом стандартные Semi будут стоит 150 тысяч (с дальностью поездки на одной зарядке 300 миль) и 180 тысяч (с зарядкой на 500 миль) долларов. Предоплата за эти грузовики назначена в 20 000 долларов. Но когда их можно будет получить — неизвестно.
Заказы падают
В минувший четверг Илон Маск обратился к персоналу Tesla с призывом поработать сверхурочно, чтобы выполнить план по доставке заказчикам 30 000 автомобилей до конца квартала.
"В течение последних десяти дней квартала, пожалуйста, примите во внимание, что ваш основной приоритет — помощь в доставке автомобилей, — говорится в электронном письме Маска, которое получили все сотрудники компании. — Время покажет, что это правильно, так как мы создали автомобили, а люди их купили, поэтому нам просто необходимо доставить машины новым владельцам!"
И Маск, и инвесторы, и рыночные аналитики прекрасно понимают, что невыполнение квартального плана по доставке автомобилей заказчикам окончательно подорвет доверие к Tesla. И тогда самые пессимистичные прогнозы очень быстро станут реальностью.
ria.ru/20190324/1552037992.html